Батенчук Евгений Никанорович.
-
-
28 февраля 2014 года исполняется 100 лет Батенчуку Евгению Никаноровичу.
«Наш Батя!» - так доверительно челнинцы называли Евгения Никаноровича, несмотря на его многочисленные звания: заслуженный строитель РСФСР, ТАССР, Якутской АССР. Его имя связано со строительством Краснополянской, Иркутской, Вилюйской и Нижнекамской гидроэлектростанций, города Набережные Челны и его крупнейших предприятий - комплекса заводов КАМАЗа, ТЭЦ, предприятия «Татэлектромаш», создание Камского территориально-промышленного комплекса, пуск гиганта современной автомобильной индустрии на полную мощность – главная вершина в жизни Евгения Никаноровича.
О Евгении Никаноровиче сказано и написано много. «Человек-легенда», «легендарный строитель», «сколок эпохи», «явление эпохи» - все это о нем. Он – из категории тех людей, которые оставили ярчайший след в истории нашей страны. И еще не одно поколение наших соотечественников, слыша его имя, будет восклицать: «Да, легендарный был человек!».Родился Евгений Никанорович 28 февраля 1914 года в городе Балта (ныне одесская область) в семье, где было одиннадцать детей - девять своих и двое приемных. В 1925 году семья Батенчуков переехала в Одессу. В школьные годы будущий строитель мечтал стать то моряком, то хирургом, то военным, но главным учением была… литература. Он писал стихи, рассказы, которые издавал в студии начинающих авторов. С четырнадцати лет пошел работать слесарем на металлургический завод. В 1931 году вступил в комсомол. В восемнадцать лет был назначен директором завода по выпуску поршневых колец для американских тракторов "Фердзон", на которых держалось тогда сельское хозяйство. В считанные месяцы работа предприятия была налажена, а тракторный парк - обеспечен запчастями к посевной. Затем семья переехала в Донбасс, в город Рубежное, где Евгений поступил вначале в рабфак, а потом - Рубежанский химико-технологический институт.
В институте же Батенчук познакомился с будущей подругой жизни, и в 1939 году они поженились. Он до конца своих дней нежно любил Людмилу Васильевну.
Потом Евгений Никанорович ушел в Красную Армию. Служил в Латвии на берегу Немана. Началась война, далее плен. В концлагере он создал подпольную организацию, выпуская газету, подписанную номером его партбилета, стал участником европейского Сопротивления.
Строительство Краснополянской ГЭС, куда Батенчук был направлен, было очень сложным периодом его жизни. Специалистов не хватало. Он многому учился сам и обучал других, работая механиком, заведующим механической мастерской, главным механиком управления строительства Сочигэсстрой.
В 1955 году Е. Н. Батенчука пригласили на строительство Иркутской ГЭС. Будучи заместителем главного инженера, Евгений Никанорович стал крупным специалистом по механизации гидротехнического строительства. Он создал новую систему использования машин и механизмов на стройке, которая резко повысила коэффициент техники и ее производительность.
Летом 1958 года в ЦК КПСС Е. Н. Батенчуку предложили возглавить в Якутии строительство алмазодобывающего комплекса и Вилюйской ГЭС. Работая здесь он снискал заслуженное уважение и славу.
Затем в биографию Батенчука ворвалась камазовская эпопея. В 1971 году Батенчука направили работать начальником "Камгэсэнергостроя" в Татарстан. Ему досталась нелегкая, но очень почетная задача - воздвигнуть КамАЗ. Стройка на Каме не имеет аналогов. Здесь очень нужны были талантливые инженеры, опытные организаторы, дерзновенные мечтатели. Таким был Евгений Никанорович Батенчук, поборник новых изысканий в сооружении небывалых по масштабности корпусов КамАЗа. Его активное участие способствовало применению на этой строительной площадке буронабивных фундаментов и крупноблочного монтажа металлоконструкций, давший мощный эффект и выигрыш во времени.
Батенчук весь до конца отдавался стройке. Снабжение не беспокоило: благодаря широкому кругу знакомств и своей сибирской славе, он был вхож к любому столичному чину. Да и не боялся никого и ничего и никогда не сворачивал с намеченной цели.
В Камгэсэнергострое он проработал четверть века - с 1971 по 1996 годы. Создание Камского территориально-промышленного комплекса, пуск гиганта современной автомобильной индустрии на полную мощность - главная вершина в его жизни. За эту стройку Евгений Никанорович получил звание Героя Социалистического Труда.
Построив такой громадный город, он с семьей продолжал жить в маленьком коттедже, в котором было 2 комнаты и кухня. Его всегда отличала необыкновенная скромность во всем. Батенчук дожил до реформ, он работал до последних дней своей жизни и скончался 30 мая 1999 года в Набережных Челнах, где и похоронен. Прощаясь с ним, выступавшие справедливо назвали его "человеком безупречного нравственного авторитета, который прожил жизнь с достоинством и может служить для всех нас примером".
Евгений Никанорович был человеком, посвятившем свою жизнь строительному делу и служению родине. Огромная энергия, высокий профессионализм, организаторский талант в сочетании с душевным и заботливым отношением к людям снискали ему такой авторитет и уважение десятков тысяч людей, что несколько десятилетий он невольно носил еще одно неофициальное имя, которым метко и любовно окрестили его строители, - "Батя".Награды и звания:
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1981 года Батенчуку Евгению Никаноровичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и молот».
Награжден тремя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны 2-й степени, медалями; в том числе Золотой медалью ВДНХ СССР.
Заслуженный энергетик СССР
Заслуженный строитель РСФСР
Заслуженный строитель Татарской АССР
Заслуженный строитель Якутской АССР
Почетный гражданин городов Мирный (Якутия) и Набережные Челны (Татарстан). -
Батенчуку Евгению Никаноровичу посвящены несколько документальных и художественных произведений:
роман Ф. К. Видрашку «Набережная надежды» (1984),
повести Ф. Таурина «Ангара» (Иркутск, 1952), Ю. Д. Полухина «Ломаная прямая» (Москва, 1962), «Люди для людей» (Москва, 1963), «Переулок Грановского, 1» (Москва, 1964), «На всю оставшуюся жизнь» (Москва, 1965), «Заколдованные берега» (Москва, 1976), «До конца жизни» (1985),
пьеса А.Арбузова «Иркутская история» (1959).
Сам он является автором более 10 книг и коллективных сборников, 60 печатных трудов, трёх изобретений.. -
Имя Батенчука Е.Н. увековечено в названии каскада Вилюйских ГЭС, там же установлен мемориальный знак. В городе Мирный на доме, где он жил, и на здании АК "Вилюйгэсстрой" установлены мемориальные доски, в посёлке Чернышевский-бюст, в городе Ленске-памятник. В городе Набережные Челны, именем Батенчука названы площадь (в 1999 году ), улица (в 2004) году, в 2002 году был открыт памятник заслуженному строителю, а в 2005 году на доме где он жил, была установлена мемориальная доска. Имя "Евгений Батенчук" носит ювелирный алмаз весом 64,47 карата.
Евгений Никанорович ушел из жизни 30 мая 1999 года.
Похоронен в Набережных Челнах, на кладбище, возле остановки "улица Студенческая" в посёлке ГЭС.
В 2002 году в День строителя в Набережных Челнах Батенчуку открыли памятник.
Евгения Никаноровича Батенчука давно нет в живых. Но есть его дело, есть его ученики, которые с особым батенчуковским упорством осваивают новые пространства для пользы и блага будущих поколений. -
Использована информация с сайтов:
Ассамблея народов Татарстана
ОАО "Татэнерго"
ОАО АК "Якутскэнерго".